НАУКА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

123456

ВВЕДЕНИЕ

Курс «Философские проблемы науки и техники» представляет собой неотъемлемую составную часть подготовки студентов магистратуры.

Дисциплина обеспечивает логическую взаимосвязь между общенаучными дисциплинами и дисциплинами профессионального цикла.

Дисциплины общенаучного характера формируют необходимые для изучения философских проблем знания: фундаментальных положений современной научной картины мира; основных этапов всемирной истории; представления о многообразных формах культурного освоения мира; представления о закономерностях социальной коммуникации.

В ходе освоения дисциплины магистранты приобретают умения оперировать общими и абстрактными понятиями; логически последовательно мыслить; владеть способностью к интеллектуальной рефлексии и самоанализу; обладать способностью к поддержанию диалоговой и аргументированной коммуникации. Овладевают навыками ориентации в информационном пространстве.

Дисциплина «Философские проблемы науки и техники» является предшествующей для дисциплины «История и философия науки» в аспирантуре.

В методических указаниях к изучению представленного курса даны необходимые рекомендации по основным разделам дисциплины, позволяющие студенту осознанно и системно подойти к ее освоению, сформировать навыки абстрактно-теоретического мышления для объяснения современных научно-технических проблем и оценки противоречивых процессов технического развития и понимания роли науки и техники в решении глобальных проблем современности.

Методические указания содержат рекомендации по написанию реферата и контрольной работы, тесты для самоконтроля, словарь основных терминов и понятий, библиографический список, что является важным в самостоятельном освоении основных принципов философской рефлексии бытия науки и техники.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ТЕХНИКИ»

Занятия проводятся в виде лекций и практических занятий.

Важное значение для изучения курса имеет самостоятельная работа студентов-магистрантов.

Формы контроля знаний студентов предполагают текущий и итоговый контроль. Текущий контроль знаний проводится в форме систематических опросов, заслушивания рефератов и проведения письменных работ, тестирования. Формой итогового контроля является зачет.

Исходный этап изучения курса « Философские проблемы науки и техники» предполагает ознакомление с рабочей программой, характеризующей границы и содержание учебного материала, который подлежит освоению.

Изучение отдельных тем курса необходимо осуществлять в соответствии с поставленными в них целями, их значимостью, основываясь на содержании и проблемах, поставленных в лекции преподавателя и приведенных в планах и заданиях к практическим занятиям, а также методических указаниях.



В учебниках и учебных пособиях, представленных в списке рекомендуемой литературы содержатся возможные ответы на поставленные вопросы. Инструментами освоения учебного материала являются основные термины и понятия, составляющие категориальный аппарат дисциплины. Их осмысление, запоминание и практическое использование являются обязательным условием овладения курсом.

Для более глубокого изучения проблем курса при подготовке рефератов, докладов и выступлений необходимо ознакомиться с материалами в периодических изданиях «Вопросы философии», «Философские науки», а также новейшими публикациями по изучаемым проблемам. Поиск и подбор таких изданий, статей, материалов и монографий осуществляется на основе библиографических указаний и предметных каталогов.

Для обеспечения систематического контроля над процессом усвоения тем курса следует пользоваться перечнем контрольных вопросов для проверки знаний по дисциплине. Изучение всех разделов курса завершается тестированием студентов.

Средством активизации познавательной деятельности студентов является работа с текстами источников. Для обеспечения успешной реализации этой формы работы подготовлено практико-ориентированное пособие «История и философия науки и техники» (см. список дополнительной литературы), в котором особое внимание уделено предпосылочным основаниям научного творчества, как в предметно-ознакомительном формате, так и посредством обращения студентов к проектно-технологической рефлексии и саморефлексии. В пособие не включены материалы лекций; напротив, при содействии этого пособия студенты должны активизировать материалы прослушанных лекций в работе на семинарских занятиях, в контексте обсуждения докладов (аналитических рефератов) по темам, касающимся истории важнейших научных и технических достижений. Идеалы, нормы и критерии научного знания и познания, проблемы логики развития, преемственности и новизны в науке, концептуальные основания философии техники предлагается изучать в учебно-диалогическом взаимодействии с первоисточниками – основополагающими текстами (фрагментами) признанных лидеров мирового научного сообщества.

Самостоятельная работа является главным условием успешного освоения изучаемой учебной дисциплины и формирования высокого профессионализма магистров.

В выполнении заданий по самостоятельной работе студенту необходимо:

– ориентироваться в основном на учебно-методические источники: учебники, лекции;

– далее предстоит работа над терминами и понятиями, составляющими категориальный аппарат дисциплины. Их осмысление откроет доступ к пониманию и запоминанию изучаемого материала;

– необходимо также ознакомиться с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем,

– важной формой самостоятельной работы является работа с предложенными в пособии текстами первоисточников.

СТРУКТУРА КУРСА

Тема 1

НАУКА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

Основная задача темы заключается в том, чтобы показать науку и технику в качестве специфического проблемного поля философии, представить науку как единство истинного, систематизированного знания и исследовательской деятельности.

При рассмотрении данной темы следует: раскрыть понятие науки, выявить основные функции, идеалы, нормы и критерии научного знания и познания, познакомить магистров с социокультурными аспектами науки, помочь магистрам сравнить науку с другими формами общественного сознания (религией, философией, искусством), рассмотреть структуру научного познания.

В ходе изучения темы магистр должен усвоить понятие науки, знать ее основные характерные черты и функции. У магистра должно сформироваться представление о социокультурных аспектах науки. Он должен знать особенности и структуру научного познания, анализировать основные логико-методологические проблемы науки.

Ключевые термины: наука, научное познание, эмпирическое, теоретическое познание, метод, методология, факт, проблема, гипотеза, теория, концепция, социокультурный феномен.

Историю развития научного познания и философские концепции науки и техники следует осваивать, начиная с осмысления сущностных черт науки.

При уяснении существа науки и научного познания важно описать такие характеристики научного знания, как объективность, системность, надёжность, конструктивность, строгость, точность.

Для более эффективного усвоения темы требуется провести анализ текстов М. Борна, Г. Фоллмера, М. Хайдеггера, предложенных в рамках методологического практикума (см. тексты методологического практикума: текст 1, текст 2, текст 3 и вопросы к ним, учебно-методическое пособие «История и философия науки и техники» представлено в списке дополнительной литературы). После прочтения всех трех текстов необходимо сформулировать главный тезис и главный аргумент общих концепций понимания познания: наивного реализма, скептицизма, агностицизма, критического реализма и гипотетического реализма; при исследовании текстов следует специально выяснить, какое отношение имеют эти концепции к научному познанию.

План семинарского занятия


7161849438822386.html
7161958188999052.html
    PR.RU™